11.09.2025
Как понять поведение ребенка
Для родителей, как правило, «плохое поведение» детей связано со злостью, бессилием, тревогой и, возможно, со страхом. Однако, смысл «плохого поведения» маленького человека совсем не в том, что он ведет себя «на зло» по мнению родителей, а в том, что, ребенок таким, доступным для него способом, своим поведением демонстрирует, что в его жизни сейчас есть потребности, которые для него очень важны, но в силу сложившихся обстоятельств не удовлетворены. Он не знают, каким образом можно «сказать» об этом по-другому.
По У. Глассеру базовые потребности человека заключаются в: выживании, удовольствии, свободе, власти, ощущении принадлежности, признании.
Опираясь на этот список, возможно «расшифровать», чего добивается ребёнок своим поведением.
У негативного поведения ребенка есть определенные цели. Это привлечение внимания, самоутверждение, месть, уклонение.

Какую же из выделенных целей добивается ребёнок можно определить исходя из испытываемых чувств родителей во взаимодействии (см. в таблице выше). Если же вы испытываете раздражение, то подумайте, что не достает вашему ребенку, и, если это негативное привлечение внимания, то, возможно не стоит укреплять его наказанием, своим возмущением или нотациями. Поставьте себе «на карандаш»: «нас ему не хватает», и постарайтесь делать что-нибудь так, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Хвалите, проводите больше времени с ним наедине, хотя бы 15 минут в день! Хвалите его чаще. Проявляйте большую заинтересованность его жизнью его интересами, делами. Когда речь идет о самоутверждении, вероятно, это обозначает, что ребенок считает, что с ним будут считаться только тогда, когда он сможет влиять на родителей по типу: «Вы не сможете мною управлять, вы сделаете так, как я хочу». В этом случае, возможно, стоит пересмотреть весь свод правил вашей семьи.
В помощь здесь возможны следующие варианты:
·       Предоставить ребенку выбор без выбора (ты выносишь мусор или моешь посуду?)
·       Не приказывать
·       Предупреждать его заранее о возможных предстоящих событиях
·       Договариваться заранее и держать слово
·       Создаем ситуации, выигрышные для вас и для ребенка
·       Не конфликтуете и не провоцируйте сопротивление
Когда мы говорим о мести, то в этом случае ребенок возможно думает: «Меня никто не любит, и я с этим ничего не могу сделать, но они будут считаться со мой, когда я им отомщу». Конечно, разумно будет разобраться в ситуации, что же произошло, и почему ребенок мстит? Исправить все это возможно пониманием и дружелюбием.
Когда речь идет об уклонении, и, по вашим ощущениям, у вас просто опускаются руки от отчаяния, то, вероятно с детьми происходит следующее: они потеряли веру в себя, у них ничего не получается, и как следствие, формируется отрицательное представление о себе, другими словами - низкая самооценка. Донести ребенок хочет, возможно вот что: «Я никчемный, у меня ничего не выходит, я глуп. Отстаньте от меня».
Что поможет исправить ситуацию:
·       прекратить жалеть ребенка
·       изменить ожидания того, что ребенок мог бы сделать, по вашему мнению, и акцентироваться на том, что уже сделано
·       двигайтесь к успеху понемногу, сначала создавая условия, в котором захочется преуспеть, а потом уже усложняйте задачи
·       Искренне и честно подбадривайте ребенка
·       не делайте за ребенка ничего сами, но и воздержитесь от уговоров делать что-то.
Если хочется разобраться в материале более глубоко, то предлагаю обратить внимание на книгу Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».