Экзистенциальный подход

Подростки и их «отдельность-но-связанность»

15.05.2025

В данной статье я хочу рассмотреть тему особенностей переживания данности «отдельность-но-связанность» (далее «о/с») подростками и их родителями, через призму возрастного развития. Моё предположение: возможно этот именно этап возрастного развития является важным в принятии и переживании этой данности в жизни человека, и что в этом возрасте так называемая «поломка» этой данности, в последствии оказывает влияние на  многие аспекты на протяжение жизненного пути.
1.    Экзистенциальная данность «отдельность-но-связанность»
     Данность «отдельность-но-связанность» по Бьюдженталю означает, что «мы одновременно и связаны со всеми другими людьми, и отделены от них». Это «парадоксальное обстоятельство нашего бытия» приводит нас и «к конфронтации со своим одиночеством», и «к принятию того факта, что мы волей- неволей связаны с другими. Это данное нам условие называется причастностью». Поясняя это понятие, Бьюдженталь уточняет: причастность «в смысле при-частности (a-part-of) и частности, отдельности (apart-from)».
Конфронтация, столкновение человека с данностями бытия, является главным предметом внимания в экзистенциальном подходе. Дж. Бьюдженталь выделяет пять таких данностей. Каждая из них «приносит с собой неизбежное обстоятельство, именуемое “конфронтацией”, с которым каждый из нас должен что-то делать».
    Конфронтация человека с проблемами бытия, экзистенциальные проблемы человека несут в себе вызов, задачу индивидуального, персонального решения. Напомним ранее приводившуюся формулировку онтологического вызова Фромма: «Жизнь не может быть “прожита” путем простого повторения модели своего вида. Человек должен жить сам. ...Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться».
    Экзистенциальная данность отдельности и связанности — это философская концепция, которая исследует парадоксальное состояние человеческого существования. С одной стороны, каждый человек ощущает свою индивидуальность, уникальность и отдельность от других. Это проявляется в личных переживаниях, мыслях и чувствах. С другой стороны, человек не может существовать в изоляции; он всегда находится в контексте социальных связей, отношений и взаимодействий с другими людьми.
    В психологии отдельность и связанность могут рассматриваться в контексте развития личности. Например, теория привязанности подчеркивает важность ранних отношений для формирования чувства безопасности и идентичности.
Таким образом, экзистенциальная данность отдельности-но-связанности является важной темой для размышлений о человеческом существовании, идентичности и социальных отношениях. Она побуждает нас искать баланс между признанием своей индивидуальности и осознанием нашей взаимозависимости с другими.
2.    Подростки и задачи подросткового возраста
    Подростки часто проявляют удивительное сочетание зрелости и ребячества в период перехода из детства во взрослость. Это неуклюжая и порой и комическая смесь является, тем не менее, важной функцией в развитии. То, как подростки справляются со стрессом, вызванным телесными изменениями и новыми ролевым поведением, зависит от развития их личности в предшествующие годы. На сегодня мы видим, что подростки живут в длительном периоде опеки родителей, которые порой сами того не замечая, не дают возможности развиваться и созревать своим детям.
   С одной стороны, продолжительный подростковый период дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств. С другой стороны, его длительность создает определенное напряжение и конфликты, вызванные, например, желанием быть самостоятельными, получить личный опыт в сочетании с финансовой зависимостью от родителей. Некоторые подростки сталкиваются с большим давлением со стороны взрослых, которые мечтают, чтобы их дети добились тех успехов и высокого социального статуса, которых не удалось добиться им самим. Подростками нужно справиться с этой ситуацией, так же, как и с давлением, возникающим внутри них самих. Кроме того, они должны завершить важные этапы развития и объединить эти результаты в последовательной функциональной идентичности. Подростки усваивают общепринятые нормы и ценности, воспитывают преданность и становятся более зрелыми, по-разному справляясь с проблемами. В этот процесс вовлечены родители и сверстники, включая компании, группировки и близких друзей; и выбор здесь столь же широкий, как и само общество.
   Каждый период жизни влечет за собой различные проблемы и трудности, связанные с развитием, которые требуют новых умений и ответов. Подростки, по мнению большинства ученых, должны столкнуться с двумя основными задачами:
- достижение автономии и независимости от родителей;
- формирование идентичности, означающее творческое и независимое «Я», гармонично соединяющее различные элементы данной личности;
  Согласно господствующей точке зрения, подростки прибегают к конфликту и бунтарству как к средству достижения автономии и независимости от родителей. Независимость подразумевает принятие собственных оценок и регулирование своего поведения, определяющееся одной фразой «Думай сам за себя». Многие подростки учатся именно этому, заново переоценивая правила, ценности и ограничения, с которыми имели дело в детском возрасте дома и в школе. Иногда они сталкиваются со значительным сопротивлением родителей, которое может привести к конфликту. Родители чаще всего вместе с ними стараются справиться этой проблемой, уменьшая зоны конфликта. Несомненно, переход во взрослость совершается постепенно. Он требует одновременно независимости и взаимозависимости. Взаимную зависимость можно определить как взаимосвязь, которая влечет за собой пристройку людей друг к другу, и долгосрочные обязательства.
3.    Переживание данности «отдельность-но-связанность» в подростковом возрасте
Решая задачи своего возрастного периода, подростки очень близко сталкиваются с данностью о/с поневоле. Ведь это основная задача подросткового возраста – стать отдельными от родителей, так сказать «вылететь из гнезда». И если рассматривать этот процесс через призму экзистенциального подхода, становится заметным, как постепенно взрослея и развиваясь ребенок в определенном возрасте осознает ограниченность своего пребывания под «крылом» родителей и испытывает потребность освободиться от опеки. Да это происходит часто через бунт и противопоставление себя родителям, вплоть до того, - что я точно не такой как они, и я не буду делать так как они, и я вообще буду делать что-то противоположное. Если мама или папа говорят мне что надо быть вежливым и скромным, то я наоборот буду «громким сорванцом»- таким образом рассуждает среднестатистический подросток. И происходит это лишь по причине необходимости отделиться от родителей при помощи попытки все делать наоборот. Главный посыл – я не такой, я другой, я не они. Пытаясь определиться со своей идентификацией, подростки пытаются противопоставить себя своим родителям. Но при этом, попадая в сильную отдельность, за частую сильно пугаются ее, испытывая необходимость или потребность в том, чтобы был кто-то, кто примет их любыми, со всеми их изъянами и не идеальностью. Часто такими людьми становятся просто старшие, более взрослые товарищи, наставники, в некоторых случаях – родители, которым хватит сил и терпения вместе со своим ребенком взрослеть, понимая и принимая и его потребности и изменения, и свои. Это так же референтные группы, которые подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые. В этом случае задача подростка прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматически в детстве, - в семье, компании по соседству, и тп., больше не является столь уютным и удовлетворительным, как раньше.
    Часто подростков привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. И это бывают совсем не те люди, которых мы бы хотели видеть на пьедестале его ценностей. На это место попадают и маргиналы, и наркоманы, и криминальные авторитеты, в зависимости от среды «обитания» подростка, его окружения и ценностей, царящих в этой среде.
     Конечно, не во всех случаях этот процесс происходит так ярко и остро, но он обязательно необходим для дальнейшего развития. И если по каким-то причинам данный «кризис» не пройден, то в жизни уже взрослого человека могут появится так называемые «подростковые проблемы», которые в дальнейшем сильно усложняют жизнь. Это и невозможность принять решение самостоятельно, и долгая зависимость от уже стареющих родителей, не способность создать свою семью, или наоборот сильное беспокойство по поводу отношений в семье с супругом и детьми, это проблемы в коллективе на работе и тп. Все это, на мой взгляд, «поломка» данности о-но-с, которая возможно произошла именно в подростковом возрасте. Пытаясь отделиться от родителей, подросток решается уйти из дома «навсегда», но потерпев неудачу (здесь может быть много разных историй – например закончились деньги, сменилось время года на более не комфортное и тп) он возвращается домой, где его встречают гнев и осуждение родителей и других членов семьи. Захочет ли он еще раз так отчаянно «выпрыгнуть» из гнезда – вопрос? И как быть с подтверждением маминых/папиных слов – а я тебе говорил! я знаю, как тебе лучше делать! Я всегда права! И тп. Так постепенно формируется и накапливается статистика – лучше я не буду сам решать, пусть за меня решат другие, а я постою рядом, а лучше за спиной, что бы уж точно не зацепило.
          Но, когда сами родители знают, что происходит с их ребенком, понимают и принимают его потребность развиваться через отдельность от них, то процесс сепарации происходит менее болезненно. Да переживая кризис подросткового возраста и ребенок и родители сталкиваются с экзистенциальным кризисом, и с всеми экзистенциальными данностями:
- и с конечностью: у ребенка заканчивается один возрастной период и начинается другой, а у семьи – ребенок пытается покинуть гнездо, родителям приходится «перестраиваться» и жить дальше отдельно, без птенца – так называемый «синдром опустевшего гнезда»;
- и с о-но-с - через потребность подростка отделиться от родителей в поиске своей идентичности - с одной стороны, и со своим сопротивлением родителей отпустить его в такой не безопасный мир;
- и с телесностью – подростки очень не просто переживают изменение своего тела, особенно если созревание физическое опережает созревание психологическое. Когда часто звучит вопрос у подростка – зачем мне все это «штуки» новые на теле и что с ними делать, они мне мешают! И как нелепо выглядит рослый подросток пытающийся «по старой памяти» забраться на детскую карусель чтобы прокатиться с ветерком- я же еще не взрослый. В этом проявляется противоречие – в чем-то я взрослый и хочу принимать решения самостоятельно, и в иногда совсем детском поведении;
- с выбором – принятием выбора пронизано все в жизни подростка, так как его выбор – это есть основной ключ ко взрослости, к которой он так стремится. Но и тут есть противоречие – решение то я принимаю, а вот последствия этого решения - еще не готов принять. Ответственность пока еще где-то «гуляет». Придёт, но немного позже. Да и не у всех..
- с действовать /не действовать – у подростка вполне хватает «разума» все же не убегать из дома, когда он готов подумать об этом – надо ли так резко и кардинально менять в своей жизни все, или попробовать переговорить с родителями, обсудить свои новые и очень желаемые «свободы» и постепенно принимаемые «ответственности».